10.02.2018 в 06:12
Пишет Шенайя:Зачем исследовать космос?
В 1970 году монахиня сестра Мэри Юкунда (Mary Jucunda), чья миссия находилась в Замбии, написала доктору Эрнсту Штулингеру (Dr. Ernst Stuhlinger), на тот момент заместителю директора по науке Космического центра Маршалла НАСА, в ответ на его текущее исследование, посвящённое пилотируемому полёту на Марс. В частности, она спросила, как он может предлагать тратить миллиарды долларов на подобный проект, когда так много детей голодают на Земле.
Вскоре Штулингер отправил сестре Юкунде следующее письмо с разъяснениями, к которому он приложил копию «Восхода», культовой фотографии Земли, сделанной в 1968 году астронавтом Уильямом Андерсом с Луны (также приложенной к тексту). Его вдумчивый ответ был затем опубликован НАСА под заголовком «Зачем исследовать космос?»
читать дальше
6 мая 1970
Дорогая сестра Мэри Юкунда,
Ваше письмо было одним из многих, которые я получаю каждый день, но оно тронуло меня сильнее всех остальных, потому что идёт из глубин пытливого ума и сострадающего сердца. Я постараюсь наилучшим образом ответить на Ваши вопросы.
Но сперва хочу выразить своё восхищение Вами, а также многими самоотверженными сестрами, потому что вы посвящаете свою жизнь самой благородной цели: помогать своим нуждающимся собратьям.
В своём письме вы спрашиваете, как я могу предлагать тратить миллиарды долларов на путешествие к Марсу, в то время как множество детей на Земле умирает от голода. Я знаю, вы не ждёте, что я отвечу: «О, я не знал, что есть дети, умирающие от голода, но теперь я воздержусь от любых космических исследований до тех пор, пока человечество не решит эту проблему!» Конечно, я знал о голодающих детях задолго до того, как узнал о том, что полёт на Марс технически возможен. И тем не менее я верю, как и многие мои друзья, что путешествие на Луну, а затем на Марс и другие планеты является предприятием, которое нужно осуществить. Я даже считаю, что в долгосрочной перспективе этот проект внесёт больший вклад в решение тех насущных проблем, которые стоят перед нами на Земле, чем многие другие обсуждаемые год за годом потенциальные проекты, слишком медленно приносящие ощутимые результаты.
Перед тем как более детально описать тот вклад, который наша космическая программа вносит в решение проблем Земли, я хотел бы коротко рассказать историю, которая считается правдивой и которая могла бы послужить аргументом. Около 400 лет назад в маленьком городке в Германии жил один граф. Он был добродетельным графом и отдавал большую часть своих доходов бедным людям своего города. Это высоко ценилось, потому что бедность была распространённым явлением в Средние века, когда случались эпидемии чумы, часто опустошавшие страну. Однажды граф встретил странного человека. У него в доме была маленькая лаборатория и верстак, днём он усердно трудился для того, чтобы вечером позволить себе провести несколько часов в своей лаборатории. Он выточил маленькие линзы из кусков стекла, вмонтировал их в трубки и использовал эти приспособления для того, чтобы смотреть на очень мелкие объекты. Особенно графа поразили крошечные существа, которых он никогда ранее не видел и за которыми можно было наблюдать при сильном увеличении. Он пригласил этого человека переехать в замок вместе с лабораторией, стать одним из домочадцев графа и посвятить всё своё время развитию и усовершенствованию своих оптических устройств в качестве особого работника при графе.
Горожане же разозлились, когда поняли, что граф разбазаривает свои деньги, как они полагали, на бессмысленные фокусы. «Мы страдаем от чумы, — говорили они, — а он платит этому человеку за его бесполезное хобби!» Но граф оставался твёрд. «Я даю вам столько, сколько могу себе позволить, — сказал он, — но также я буду поддерживать этого человека и его работу, потому что знаю, что однажды из этого что-то получится!»
И действительно, из этого кое-что получилось, как и из работ других людей, живших в других местах — микроскоп. Общеизвестно, что микроскоп внёс гораздо больший вклад в развитие медицины, чем любое другое изобретение. Именно исследования, которые стали возможны с появлением микроскопа, позволили победить чуму и многие другие заразные заболевания в разных частях света.
Граф, продолжая тратить деньги на исследования и открытия, внёс гораздо больший вклад в избавление человечества от страданий, чем он мог бы внести, отдавая все свободные средства своему поселению, страдающему от чумы.
Ситуация, с которой мы имеем дело сегодня, во многом похожа на эту. Президент Соединённых Штатов ежегодно тратит свыше 200 миллиардов долларов бюджета. Эти деньги идут на здравоохранение, образование, социальную сферу, обустройство городских территорий, дороги, транспорт, помощь другим странам, оборону, охрану окружающей среды, науку, сельское хозяйство и многие предприятия внутри и за пределами страны. На космические исследования в этом году выделено примерно 1,6% национального бюджета. Космическая программа включает программу «Аполлон» наряду с другими более мелкими проектами в космической физике, космической астрономии, космической биологии, планетарными проектами, проектами по изучению ресурсов Земли и созданию космической техники. Для того, чтобы можно было позволить себе такие траты на космическую программу, средний американский налогоплательщик с годовым доходом в 10000 долларов платит 30 долларов налогов, которые идут на космос. Остальная часть его доходов, т.е. 9970 долларов, остаётся ему на жизнь, развлечения, на то, чтобы делать накопления, оплачивать другие налоги, а также на все прочие расходы.
И сейчас вы, возможно, спросите меня: «Почему бы вам не взять 5 или 3 или 1 доллар из этих 30 космических долларов, которые платит среднестатистический американский налогоплательщик, и не послать их голодным детям?». Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно кратко объяснить, как устроена экономика в нашей стране. Ситуация аналогична ситуациям в других странах. Правительство состоит из ряда департаментов (внутренних дел, юстиции, здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспорта, обороны и других) и управлений (Национальный научный фонд, Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства и другие). Все они готовят свои годовые бюджеты в соответствии с поставленными задачами, затем защищают бюджеты в комитетах Конгресса, где проводится очень тщательный отбор, а также перед Бюджетным управлением, проводящим политику жёсткой экономии, и Президентом. После того, как бюджет окончательно согласован Конгрессом, средства могут тратиться только на конкретные заявленные и согласованные цели.
Бюджет Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства может содержать только те статьи расходов, которые напрямую связаны с воздухоплаванием и космосом. Если какая-то статья расходов не была согласована Конгрессом, средства, запрашиваемые на неё, не могут быть потрачены на что-то ещё; они попросту не будут взиматься с налогоплательщиков, за исключением тех случаев, когда какая-то другая статья расходов не получит согласование на увеличение, и только тогда для этого будут использованы средства, не потраченные на космос. Из этого краткого описания становится понятно, что помощь голодающим детям или, скорее, помощь в дополнение к тому, что Соединённые Штаты уже тратят на это достойное дело в виде помощи зарубежным странам, может быть оказана, только если соответствующий департамент включит в бюджет статью расходов на эти цели, а Конгресс затем согласует её.
Вы можете спросить, поддержал бы я лично такое изменение в действиях нашего правительства. И мой ответ — определённо да. Я бы не возражал, если бы сумма ежегодно отчисляемых мной налогов возросла на несколько долларов, которые затем были бы потрачены на то, чтобы накормить голодающих детей, где бы они ни жили.
Я знаю, что все моя друзья думаю так же. Но мы не можем воплотить эту программу в жизнь, просто не дав осуществиться планам по полётам на Марс. Напротив, я считаю, что, работая над космической программой, я могу внести вклад в облегчение, а в дальнейшем и решение такой серьёзной проблемы, как бедность и голод на Земле. Проблема голода имеет два аспекта: производство еды и её распределение. Производство сельскохозяйственной продукции, разведение скота, ловля морской рыбы, а также другие широкомасштабные операции эффективны в некоторых частях света, но совершенно недостаточны в других. Большие площади земли могли бы использоваться лучше при эффективных методах контроля водных ресурсов, применении удобрений, учёте прогноза погоды, оценке плодородности земли, планировании севооборота, верном подборе полей, соблюдении правильных агротехнических приемов и времени культивации, мониторинге посевов и планировании уборки урожая.
И нет никакого сомнения в том, что наилучшим инструментом для всех этих функций является искусственный спутник Земли. Летая вокруг планеты на большой высоте, он за короткое время может делать снимки больших участков земли, отслеживать и измерять разнообразные факторы, отражающие статус и состояние посевов, почвы, засушливых мест и периодов, осадков, снежного покрова и т.д., может с помощью радиоволн передавать эту информацию на наземные станции для дальнейшего должного применения. По имеющимся оценкам, даже самая скромная спутниковая система, располагающая данными о ресурсах Земли, оснащённая сенсорами и привязанная к программе по совершенствованию международной сельскохозяйственной деятельности, позволит получить годовую прибавку урожайности, эквивалентную миллиардам долларов.
Распределение еды нуждающимся — это совершенно другая проблема. И вопрос не в доставке нужного количества, а в международном сотрудничестве. Правителю небольшого государства может не понравиться перспектива поставки большого количества еды крупной страной из-за страха, что вместе с едой придут зарубежное влияние и власть. Боюсь, что мы не сможем по-настоящему избавиться от голода до тех пор, пока границы между странами не перестанут быть источником распрей. Я не считаю, что полёт в космос совершит чудо за один день. Но космическая программа — один из наиболее перспективных и мощных инструментов, работающих в этом направлении.
Позвольте напомнить Вам о чуть было не случившейся в недавнем прошлом трагедии с «Аполлоном-13». Когда наступило решающее время входа астронавтов в плотные слои атмосферы, Советский Союз прекратил все радиопередачи на тех частотах, которые использовались миссией «Аполлон», советские корабли заняли позиции в Тихом и Атлантическом океанах на тот случай, если понадобится экстренная спасательная операция. Если бы капсула с астронавтами упала рядом с русским кораблём, его экипаж приложил бы все мыслимые усилия и старания для поисков, как если бы это были русские космонавты, возвратившиеся из полёта. И, несомненно, американцы сделали бы тоже самое, если бы русские космические путешественники оказались в аналогичной чрезвычайной ситуации.
Увеличение производства еды путём мониторинга и оценки с орбиты, лучшее распределение еды через улучшение международных отношений — всего лишь два примера того, насколько глубокое влияние может оказать космическая программа на жизнь на Земле. Я хочу привести ещё два примера: способствование техническому прогрессу и получение новых научных знаний.
Требования высокой точности и абсолютной надёжности, предъявляемые к компонентам оборудования для космических полётов, являются беспрецедентными в истории инженерии. Необходимость создания систем, отвечающих этим требованиям, представляет уникальную возможность для поиска новых материалов и методов, изобретения усовершенствованных технических систем, разработки методик, увеличения срока службы инструментов и даже для открытия новых законов природы.
Все эти новые технические знания также можно применить к наземным технологиям. Каждый год около тысячи технических инноваций, зародившихся в рамках космической программы, находят применение в земных технологиях, давая нам усовершенствованные кухонные приборы и сельскохозяйственное оборудование, швейные машины и радиоприёмники, корабли и самолеты, позволяя получать более точные прогнозы погоды и штормовые предупреждения, улучшая средства общения и медицинские инструменты, посуду и приборы для повседневной жизни. Возможно, вы спросите меня, почему мы в первую очередь должны разрабатывать систему обеспечения для астронавтов во время космических путешествий, а затем создавать дистанционную сенсорную систему для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ответ прост: значительный прогресс в решении технических проблем зачастую достигается не при прямом подходе, а через постановку более высокой и сложной цели, предполагающей сильную мотивацию к инновациям, требующей работы воображения и подстёгивающей людей к максимальным усилиям, что является катализатором, соединяющим цепочки других реакций.
Космические полёты, вне всякого сомнения, играют именно такую роль. Полёт на Марс не станет прямым источником пищи для голодающих. Но он станет источником многих новых технологий и возможностей, так что польза от его побочных продуктов будет во много раз превосходить затраты на его воплощение.
Помимо потребности в новых технологиях, существует непреходящая потребность в новых знаниях в различных отраслях наук, необходимых для улучшения условий жизни людей на Земле. Нам нужно больше знаний по физике и химии, биологии, психологии и особенно медицине, чтобы справиться с проблемами, угрожающими жизни человека: голод, болезни, загрязнение еды, воды и окружающей среды.
Нужно, чтобы больше молодых людей выбирали научную карьеру, чтобы талантливые учёные, нацеленные на плодотворную исследовательскую работу, получали хорошую поддержку, чтобы была возможность ставить сложные изыскательные цели, а исследовательские проекты имели достаточное финансирование. И именно космическая программа с её прекрасными возможностями объединить передовые исследования спутников и планет, исследования в области физики и астрономии, биологии и медицины является катализатором, запускающим реакцию между мотивацией к научной работе, возможностью изучать захватывающие явления природы и финансированием, необходимым для того, чтобы усилия учёных принесли результаты.
Из всех проектов, управляемых, контролируемых и финансируемых американским правительством, космическая программа является самым заметным и, возможно, самым обсуждаемым направлением, хотя на неё уходит лишь 1,6% всего государственного бюджета и меньше 0,33% от валового национального продукта. Но как стимул и катализатор разработки новых технологий и проведения исследований в основных отраслях науки она не имеет равных. Можно даже сказать, что космическая программа берёт на себя те функции, которые последние три или четыре тысячи лет являлись прерогативами войны.
Сколько человеческих страданий можно было бы предотвратить, если бы государства, вместо того, чтобы соревноваться в наращивании военной мощи, соревновались в производстве космических кораблей! Такое соревнование открывает возможности для блистательных побед, но не оставляет места для горькой судьбы побеждённых, которые, движимые жаждой мщения, порождают лишь новые войны.
И хотя кажется, что наша космическая программа уводит нас прочь от Земли к Луне, Солнцу, планетам и звёздам, я считаю, что ни один из этих небесных объектов не станет объектом столь пристального наблюдения и исследования, как наша Земля. И это будет лучшая Земля, не только благодаря новым технологиям и научным знаниям, которые мы используем для улучшения жизни, но и благодаря тому, что у нас появится глубочайшее уважение к Земле, жизни и человеку.
На фотографии, которую я прилагаю к письму, запечатлена Земля, какой её увидел экипаж «Аполлона-8» с орбиты Луны в Рождество 1968 года. Из всех замечательных результатов, полученных на данный момент, эта фотография, возможно, — самый важный. Она открыла нам глаза на то, что Земля — это красивый драгоценный остров в бескрайней пустоте, что для нас нет другого пристанища кроме тонкого слоя на поверхности нашей планеты, окружённой мрачной пустотой космоса. Никогда до этого так много людей не осознавало, насколько ограничена наша Земля и какой катастрофой могла бы стать потеря её экологического баланса. С тех пор, как эта фотография была впервые опубликована, голоса, предупреждающие о серьёзных проблемах, стоящих сейчас перед человеком, становятся всё громче: загрязнение, голод, бедность, урбанизация, производство еды, контроль над водными ресурсами, перенаселение. И это не случайное совпадение, что мы начали осознавать важнейшие задачи, которые нам предстоит решить, именно в тот момент, когда зарождающаяся космонавтика впервые как следует показала нам нашу планету.
К счастью, космонавтика не только держит в своих руках зеркало, в котором мы можем увидеть себя, но она также даёт нам технологии, ставит перед нами цели и задачи, мотивирует нас и даже внушает оптимизм, позволяющий с уверенностью подходить к решению этих задач. Космическая программа научила нас тому, что, на мой взгляд, имел в виду Альберт Швейцер, когда сказал: «Я смотрю в будущее с беспокойством, но и с большой надеждой».
Нашла тут
/cdn.vox-cdn.com/uploads/chorus_asset/file/8056599/297755main_gpn_2001_000009_full_0_0.jpg)
URL записи